Филиал в моем регионе
Рассчитать проект (калькулятор стоимости проекта)
тел.: +7 (495) 787-29-92
факс: +7 (495) 787-29-90
Футбол, бизнес и дети
30.11.2008

Не секрет, что популярность клуба и аудитория его матчей как на стадионах, так и у экранов телевизора зависит от его игровых успехов. Когда клуб одерживает значительные победы, число его болельщиков растет - теперь клуб может продавать больше билетов, абонементов, сувенирной продукции и атрибутики. Но спортивные успехи изменчивы, и те, кто поверил в тот или иной клуб после его победы, могут точно также через год поверить в нового победителя и начать увеличивать его "кассовые сборы". Что же делать клубу? Напрашивается ответ - играть лучше. Это, конечно, выход, но не единственный, да и не самый простой. Клубу необходимо приобретать так называемых лояльных или преданных болельщиков, которые не только разделят с командой её успехи, но и поддержат в трудную минуту. Оказывается, что таких болельщиков можно и нужно воспитывать с самого детства.

Детство - лучшая пора

Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 2006 года под названием "Развитие футбола в России" выявило интересный факт. Оказалось, что среди россиян, входящих в состав реальной аудитории футбола, более половины заинтересовались этим видом спорта в детском и подростковом возрасте: чуть более трети респондентов (35%) -

в возрасте от 10 до 15 лет, а чуть менее трети (29%) - в возрасте от 6 до 9 лет. Другими словами, наиболее преданными болельщиками футбола становятся те, кто живут футболом с детства. Это говорит о том, что футбольный клуб, ориентированный на работу преимущественно со взрослой аудиторией, рискует через несколько лет значительно потерять в популярности и, соответственно, в доходах за счет прекращения притока в стан активных и теперь уже платежеспособных болельщиков вчерашних детей и подростков. Очевидно, что клубам необходимо вести целенаправленную работу над привлечением на трибуны маленьких зрителей.

 Все лучшее - детям!

Попробуем посмотреть, что делают ведущие европейские футбольные клубы для привлечения молодой аудитории. По нашим оценкам, лидерами среди европейских клубов по посещаемости домашних матчей являются испанские "Реал Мадрид" и "Барселона", британские "Манчестер Юнайтед", "Арсенал" и "Селтик", немецкие "Бавария Мюнхен", "Боруссия Дортмунд", "Шальке 04" и "Гамбург", а также итальянский ФК "Милан".

РЕАЛьная выгода

Мадридский "Реал" предлагает своим юным болельщикам из Испании эксклюзивные условия членства в фан-клубе. Для детей от 7 до 14 лет членство в фан-клубе обойдется всего в 14 евро за год (для сравнения - клубная карта для взрослых стоит 30 евро в год, а для иностранцев и того больше). Клубная карта позволит детям получать разнообразные скидки (на атрибутику и экскурсии) и преимущества (участие в розыгрышах, посещение матчей баскетбольного "Реала"). Помимо этого юные болельщики смогут ежеквартально получать журнал от клуба и бесплатно посещать тренировки своей любимой команды. Дополнительные преимущества для детей до 14 лет, вступивших в фан-клуб черно-желтых, предлагает и Дортмундская "Боруссия".

А вот "Бавария" премирует молодых болельщиков только скидкой на членство, однако руководство клуба к юным причисляет всех фанатов вплоть до 24 лет. Представители этой возрастной категории платят за членство 25 евро в год (так же, как и люди в возрасте старше 65 лет и инвалиды), а взрослым придется заплатить 50 евро. Все члены фан-клуба получают скидки на билеты, по сути, покрывающие членский взнос, а также приоритет в покупке билетов и клубный журнал.

С пелёнок с "Барсой"

"Барселона" предлагает юным любителям футбола программу "Расти вместе с Барсой!" (Grow up with Barca!, см. Рисунок 1). Пожалуй, это наиболее подробная и продуманная детская кампания среди всех изученных нами футбольных клубов.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером."Барселона" выделяет три возрастные категории среди молодежи: до 5 лет, от 6 до 14 лет и от 15 до 18 лет. На отдельной страничке сайта подробно, понятно и красочно описаны преимущества членства в фан-клубе для каждой возрастной категории. Вступив в фан-клуб, первым делом юный болельщик получает специальный "приветственный набор" (welcome pack).

Дети от 1 года до 14 лет по вступлении в фан-клуб получают членскую карту, диплом, книжку-гид, приветственное письмо, бейджик, рюкзак, а также специальный постер, куда каждый год они могут вклеивать свои клубные карты и фотографии (для детей до 5 лет на постере предусмотрена специальная линейка, где они могут отмечать свой рост). Также все члены молодежного фан-клуба получают эксклюзивный значок. "Приветственный набор" молодого болельщика "Барселоны" существует и в варианте для младенцев - туда вместо рюкзака, постера и значка входит корзина для детской коляски и маечка. Но по сравнению с другими преимуществами это не более чем приятные мелочи.

Самые маленькие (до 7 лет) могут бесплатно посещать все футбольные и баскетбольные матчи клуба (без отдельного посадочного места). Дети от 4 до 12 лет могут, заполнив специальную заявку, сфотографироваться с футбольной командой до матча. С баскетбольной, хоккейной, мини-футбольной и гандбольной командами можно сфотографироваться даже если молодому болельщику уже более 15. Кроме того, дети всех возрастов, являющиеся членами фан-клуба "Барселоны", могут бесплатно посещать тренировки команды.

Но и это ещё не все. Существует и третья секция преимуществ, названная "Live the club experience", что в вольном переводе звучит как "Живи вместе с клубом". Эта секция преимуществ предполагает поздравление с днем рождения от клуба, участие в конкурсах и в праздниках, проводимых на стадионе "Камп Ноу" по случаю Рождества, других праздников и завоевания различных титулов. Дети старше 5 лет также получают в рамках работы этой секции электронный адрес на домене mail.fcbarcelona.com, скидки в спортивных лагерях "Барселоны", возможность поучаствовать в специальном футбольном турнире, проводимом на "Камп Ноу", и подписку на новостную e-mail рассылку клуба.

Более того, существует отдельный сайт "Барселоны", сделанный именно для юных поклонников клуба (www.fcbjunior.cat), где представлен специальный контент для детей - например, игры и мультфильмы, где главными героями являются звёзды футбольной команды.

Конечно, за удовольствия надо платить, но, в общем и целом, это стоит не очень дорого. Вступление в фан-клуб "Барсы" для детей до 5 лет обойдется в 18 евро, до 14 лет - в 36 евро, а для взрослых болельщиков - в 75 евро.


Похожим образом, только без разделения на несколько возрастных групп, устроены системы преимуществ и в клубах "Гамбург" (Рисунок 2), "Арсенал" и "Шальке 04".

Кроме того, клуб "Шальке" за 14 евро предлагает родителям своих юных поклонников такую интересную услугу: - для молодых болельщиков (от 6 до 12 лет) на трибунах стадиона выделяется отдельный семейный сектор, где ребенку уж точно не будет грозить никакая опасность от бурных проявлений эмоций настоящими футбольными фанатами. Помимо этого представители клуба присматривают за юными фанатами на протяжение всего матча, а за 45 минут до его начала организуют для молодых фанатов экскурсию по стадиону, после чего провожают своих "подопечных" в семейный сектор. Правда, родителям в этом случае тоже приходиться присутствовать на стадионе и быть доступными по мобильному телефону.

Дети в паутине

"Манчестер Юнайтед" также предлагает молодежи клубные карты на льготных условиях, однако прочих материальных преимуществ этим клубом не предусмотрено, зато на его сайте есть две отдельные странички: для детей (Kidzone) и подростков (Teenzone). Детская страничка предлагает юным любителям футбола онлайн-игры, "мультяшные" скринсейверы, обои с забавными кадрами и специальные интервью с игроками, затрагивающие темы детства и семейных ценностей. Раздел для подростков ориентирован на более волнующие подростков темы, например, на внефутбольную жизнь игроков. Также раздел рассказывает о популярных у молодежи артистах, болеющих за Красных, содержит фотогалереи любимцев публики Уэйна Руни и Криштиану Роналду и предлагает тинейджерам поучаствовать в конкурсе на лучший баннер.

Забота о ближнем

Клуб "Селтик" не имеет отдельных детских программ членства, однако также не оставляет юное поколение без внимания. Дело в том, что имидж клуба "Селтик" достаточно сильно отличается от имиджа международных гигантов вроде "Реала". Этот клуб можно назвать "семейным" или, по-английски, community club. Такие клубы нацелены не столько на всемирную популярность, сколько на успех в своем национальном или даже региональном сообществе. "Селтик" очень много внимания уделяет благотворительности, развитию детского спорта в своем родном городе и прочим детским программам. В связи с этим, например, клуб решил помочь шотландским детям в изучении японского языка. Не уступают клубу и сами болельщики - в частности ассоциация болельщиков "Донегола" подарила 300 своих билетов школьникам из Глазго.

На сайте ФК "Милан" также нет информации об отдельных программах для детей-болельщиков. Приоритетом в этом направлении для клуба, по-видимому, пока является футбольная школа. Это позволяет вместе с повышением лояльности юных фанатов растить себе достойную смену, однако, охват и маркетинговые возможности такого рода программ намного уже, чем традиционных клубных детских проектов, и они, наверняка, обходятся дороже для родителей. Но такие вложения, безусловно, имеют шанс в будущем обернуться многомиллионными гонорарами.

А что у нас?

Российским детям в плане внимания со стороны их любимых футбольных клубов повезло несколько меньше. По крайней мере, такое впечатление складывается после изучения интернет-сайтов 16 лучших российских клубов.

Клуб "Сатурн" из Раменского предлагает членам официального фан-клуба, которым еще не исполнилось 16-ти лет, абонементы на полсезона по символической цене в 250 рублей.

Клуб "Луч-Энергия" предлагает пакеты абонементов на семейную трибуну: родитель за полную стоимость и ребенок до 12 лет за полцены (а также есть скидка в 25% для студентов). Семейная трибуна есть и у московских "Спартака" и "ЦСКА". "ЦСКА" вообще оказался единственным клубом, у кого на сайте есть специальная детская страничка (Рисунок 3), где проводятся конкурсы для юных болельщиков (например, конкурс на лучшее фото маленького болельщика в экипировке) и размещается информация о детских футбольных турнирах под эгидой "ЦСКА".

"Зенит" по своей работе с детьми больше напоминает шотландский "Селтик". Петербургский клуб старается привить школьникам больший интерес к физической активности и, в частности, - к урокам физкультуры в школе. Для этого лучшие футболисты клуба согласны провести школьникам урок физкультуры и подарить определенный набор экипировки. Представителям учебного заведения нужно просто оставить заявку и ждать своего счастливого часа.

Некоторые клубы в частности "Москва", "Локомотив" и "Шинник" большое внимание на своих интернет-ресурсах уделяют своим юношеским футбольным школам.

Скорее всего, в России проходит гораздо больше различных мероприятий для юных любителей футбола, однако видимо лишь их малая часть анонсируются в интернете. Конечно, далеко не все родители юных поклонников футбола в России готовы платить более тысячи рублей в год за членство в футбольном фан-клубе. Более того, даже взрослые любители не готовы тратить эти деньги на свое членство в фан-клубе. Причем, зачастую не готовы не столько материально, сколько морально. И одной из важнейших задач российских футбольных клубов на данном этапе является формирование более позитивной установки в отношении членства в фан-клубах. Но в отношении детских программ российским клубам стоит задуматься и о предоставлении ряда бесплатных преимуществ, по крайней мере, создании отдельной странички на сайте. Не стоит забывать, что молодые болельщики сейчас - это взрослые и платежеспособные поклонники клуба всего через несколько лет.

В воскресенье - на стадион

Подводя итог, можно сказать, что сейчас футбол в России не имеет имиджа семейного развлечения на выходной день. И, наверное, это справедливо. На данный момент гораздо безопаснее и приятнее, а заодно и дешевле (если не совсем бесплатно) в воскресный день сходить с семьей, например, на турнир по легкой атлетике. Благодаря чрезвычайно высокому уровню российских спортсменов, зрители гарантированно станут свидетелями интереснейшей борьбы. Более того, российская легкая атлетика прикладывает усилия к тому, чтобы стать по-настоящему семейным видом спорта и привлекать на трибуны самых маленьких зрителей. Например, на соревнованиях "Русская Зима" 2008 всем зрителям бесплатно раздавали настоящие мандарины. Такой пустяк, но спустя месяц после Нового Года на трибунах царила атмосфера настоящей зимней сказки.

Но все в руках футбольных клубов. Семейные или детские трибуны, мероприятия для детей, скидки на детские абонементы вкупе с недавними успехами российских футболистов могут помочь дальнейшему привлечению болельщиков на стадионы, что подтверждает опыт крупнейших европейских клубов.

Елена Дьячкова,
Аналитический Центр компании "НОРБИТ"

Спорт-бизнес.ру

Информационные решения НОРБИТ для спорта:

Управление профессиональным спортивным клубом- на базе Microsoft Dynamics

Управление подготовкой спортсменов, решение для спортшколы

Управление спортивными объектами и стадионами - ERP и CRM

Управление работой с болельщиками и СМИ - CRM система для спорта

.